Александр Олигеров. Я в волшебном лесу собираю летний ветер…
East Meets West Gallery в содружестве с музеем Николая Островского представляет персональную выставку Александра Олигерова с 06.09.
Уже почти 15 лет, начиная с арт-проекта «Органика», 2011 г., Александр является постоянным участником всех арт-проектов East Meets West Gallery, посвященных проблемам экологии. Его творчество тесно связано с природой, духовной гармонией, стремлением к сохранению баланса между деятельностью человека и окружающей средой. Многообразный мир природы, более или менее фигуративный, фантазийный или опосредованный, отражает в его произведениях близость автора к христианским и восточным традициям.
Серии последних работ Александра Олигерова, представленные на выставке, имеют символические названия, которые тесно связывают человека с окружающей его природой: «Волшебный лес», 2022−2024, «Изумрудный город», 2022−2023, «Летний ветер», 2022, «Сад камней», 2014.
В серии «Сад камней» художник опирается на образ сакрального камня в Христианстве, который становится символом связи Небесного и Земного, приобретая таким образом символическое значение. Сам Александр так пишет об этом: «Кто знает, возможно, наша вселенная — это всего лишь сад заветных камней, расставленных Создателем в космической пустоте в идеальном порядке и гармонии, место для Его медитации. Нужно только немного сосредоточиться, прислушаться, и мы услышим Его далекий низкий голос «оммммм, омммммм». «Сад камней» уже несет на себе почти все основные черты творчества Александра Олигерова: соединение традиционной и абстрактной живописи на холсте с элементами графики, внесение автором нечитаемого текста как составляющей его произведения, который называется леттризмом*. Олигеров использует текст как графический элемент, без которого уже трудно представить произведения художника.
В серии «Летний ветер» ведущую роль играет энергия и движение воздуха, поэтому «аккомпанируют» разнонаправленному движению графические линейные композиции, в состав которых автор вводит довольно реалистически прописанных птиц. Особенно интересно полотно «Путешествие на воздушном змее», 2022. В Китае воздушный змей-голубь является символом мира. По-китайски иероглифы слова «фэн чжэн» состоят из элементов: «ветер», «бамбук» и «соперничать, состязаться». Первоначально воздушный змей использовался в военных целях. Собственно, в китайском фольклоре, в народном искусстве и на фестивалях он занял свое место значительно позже.
Символика голубого цвета, которую использует автор в «Изумрудном городе», конечно, ассоциируется у всех с цветом неба, а небо бывает разных оттенков. Голубизна здесь и воздух, и само небо, и присутствие высшей силы — Божества. Гиацинтовый (или голубой) использовался и в одеянии первосвященников, был цветом духовной чистоты на древних фресках и цветом целомудрия.
Работы в этой серии носят разные названия, но высшая духовность есть в каждой из них: «Четвертое измерение» — это, видимо, духовно чистый, просветленный мир, куда сможет войти не каждый. Автор находит эту чистоту и духовность не только в христианстве, но и в буддизме, который проповедует доброту, спокойствие, чистоту помыслов.
«Волшебный лес» — самая новая серия работ Александра Олигерова, очень личная, потому что «возможно, его Волшебный лес — это и есть тот мир, который мы потеряли. Этот мир, насыщенный грезами, иногда лишь сверкает нам отдаленными, зовущими огнями в наших ночных снах…» (А. Олигеров). Каждая работа этой серии не похожа на другую, например «Цветы волшебного леса» открывают сказочную и непривычную красоту, обещают бессмертие или заманивают в бесконечность, кто знает? Возникают естественные параллели с русской сказкой «Каменный цветок». Новая работа «Фламенко» своими буйными вихревыми мазками, красными оттенками кружит нас по волшебному лесу, не давая остановиться.
Символично, что близкие мотивы волнуют и художника-керамиста Елену Гамбарян. Ее пластические работы в жанре анималистики и флоры выходят за рамки простого реалистического отображения, часто превращаясь в символы и знаки вечных человеческих ценностей. «Серия работ „Дерева и травы“ на растительную тему изначально была выполнена как офортная печать на бумаге. Хотелось плоское изображение перевести в объемную скульптуру, найти новый пластический язык, чтобы передать это вертикальное структурное стремление трав. При этом я сохранила фронтальные поверхности плоскими как на бумаге» (Е. Гамбарян). Скульптурно-живописные работы автора навеяны древней и архаической скульптурой разных племен и народов, в том числе и отпечатками на камнях, наскальными рисунками, а также элементами народного творчества разных народов мира. Анималистика в творчестве Елены Гамбарян тоже очень оригинальна: это, конечно, скульптура, но с декоративными элементами и окраской, которые приближают ее к современности, дают возможность более широкой символической интерпретации. Даже скульптуры олушей становятся довольно условными, хотя по форме напоминают реальных птиц. Этому способствует объединение в ее орнаментах как своих собственных орнаментальных элементов, так и уже существующих у разных народов мира.
Приглашение всем вместе войти в этот «Изумрудный город», пройдя сначала все дебри «Волшебного леса», получено. Добро пожаловать!
Куратор — Татьяна Палеева.
Выставка работает