ВЫСТАВКА «ЛАБОРАТОРИЯ ХУДОЖНИКА ИГОРЯ ШИРШКОВА»
Персональная выставка Игоря Ширшкова не претендует ни на охват всех тем его творчества, ни на показ развития авторского стиля во времени, ни на многообразие его объемно-пространственных работ, которые к настоящему времени вышли за рамки его мастерской.
Мы говорим о лаборатории, в которой «варятся до готовности» все основные экспериментальные идеи автора, где творческий путь представлен по словам самого автора «…как бесконечное лабораторное исследование, где один эксперимент сменяет другой, где каждый последующий связан с предыдущим. И так бесконечно».
Для выставки были отобраны работы из проектов разного времени: «Погружение в книгу», 2004 г.; «Движение белого», 2006−2017 гг.; «Линия-Пятно», 2011 г.; «Архитектурный абстракционизм», 2017 г.; «Люди-знаки», 2009 г. — по настоящее время. Живописные и графические работы на выставке дополнены сериями пространственных объектов, сделанными в последние годы.
Цикл работ «Погружение в книгу» — это авторский алфавит, созданный художником. В них, как в древних письменах, каждая буква является знаком или символом философского понятия. Например, «круглая спираль по часовой стрелке» — это развитие.
«Пространство знаков, переживаемое Игорем Ширшковым, лишь внешне отождествляется с плоскостью… Вечное в его искусстве проявляется в ритмическом возвращении одних и тех же структур — фундаментального алфавита, манифестирующего рождение и пределы человеческого сознания, генерирующего первосхемы истории и бытия и сближающего в нашем постмодернистском сознании знаки Каббалы, геометрию Платона и супрематизм Казимира Малевича». Виталий Пацюков. Из статьи «Ритуальные „тексты“ и „алфавиты“ Игоря Ширшкова», 2017 г.
В проекте «Люди-знаки» проводится параллель между человеком и знаком. Человек сам по себе становится частью текста, окружающего художника. И здесь смысл удваивается. С одной стороны, герои картины в сознании искушенного зрителя являются знаковыми фигурами определенного сообщества, а с другой стороны — знаками изобразительного пространства одной картины и всего цикла работ одновременно. Герои портретов — люди искусства, художники, искусствоведы: Лев Мелихов, Виталий Пацюков, Игорь Шелковский, Леонид Бажанов и другие. Они стали знаковыми фигурами своего времени, знаками отдельных художественных явлений или, как сейчас говорят, культурных трендов. Проект «Люди-знаки» не закончен и находится в стадии развития.
Работы из проекта «Движение белого» исследуют различные состояния света и цвета в структурных системах, решая новые задачи формализма.
«Не ставится точка белого на белом как утверждение абсолюта. Утверждается белый цвет как энергия движения, символ Божественного первоисточника, порождающий все цвета и организующий их». Игорь Ширшков «Вопросы композиции в изобразительной системе», 2017 г.
В проекте «Архитектурный абстракционизм» автор обращается не только к живописным и графическим произведениям, но и к объектам. В них он продолжает решать проблемы более архитектурные, нежели живописные: вес, безвесие, соотношение частей в целом, мера кривизны, формообразующее и метафизическое значение света. Об этом писал в своей статье «Я бы назвал это движение новым формализмом» Александр Боровский. Искусствовед считает, что автор в прямом смысле подсвечивает часть произведения, когда в нем изнутри устанавливает источник света, как, например, в треугольнике.
Серии пространственных объектов Игоря Ширшкова очень разные: одни посвящены архитектуре, другие — музыке, третьи, напоминая бытовые предметы, тем не менее являются знаками-символами сакральной архитектуры, но в миниатюре как, например, «Табуретковый зиккурат» (2022). Пространственные объекты Игоря Ширшкова к настоящему времени вышли за рамки мастерской, выставочного зала и залов музея. Они вышли в городскую среду и стали знаками «новой архитектуры» городской среды, которая появилась в России только в конце XX-начале XXI веков.
30 сентября этого года в Кемерово состоялось официальное открытие арт-объекта Игоря Ширшкова «Ворота счастья».
Прикоснувшись к универсальному языку Игоря Ширшкова, мы вместе с автором идем на поиски того Единого идеала и/или единства Духа, который всегда ускользает и кажется недостижимым. Именно поэтому Александр Боровский, известный специалист по новейшим течениям в искусстве XXI века, назвал эти поиски живой формы «новым формализмом».
Куратор проекта — Татьяна Палеева.
Когда: с 14 декабря 2023 года по 14 января 2024 года.
Где: Музей Николая Островского (Тверская, 14).